Электромобили перестали быть редкостью на дорогах – их количество стремительно растёт, а вместе с ним растёт и спрос на зарядные станции для электромобилей. Всё больше компаний и государственных организаций задумываются об установке собственной зарядной точки: это и шаг в будущее, и способ поддержать экологичный транспорт.
Возникают логичные вопросы: как интегрировать зарядные станции в свой бизнес, как проходит установка зарядной станции на практике, как выбрать зарядку EV под свои задачи? Ведь зарядная инфраструктура сегодня может стать конкурентным преимуществом, а для госструктур – частью развития города.
В этой статье простым языком разберёмся, что включает услуга «под ключ» при установке EV-зарядки. Давайте выясним все шаги – от выбора оборудования до монтажа, монетизации и обслуживания.
1. Как понять, какая зарядка нужна именно вам
Прежде чем гуглить фразу «зарядное устройство электромобиль купить», стоит ответить себе на ряд вопросов. Подбор начинается с анализа потребностей и условий. Нет универсального решения – оптимальная зарядка зависит от множества факторов:
1.1 Количество электромобилей
Сколько машин вы планируете обслуживать? Один-два автомобиля компании или поток клиентов на парковке? От этого зависит требуемое количество станций и их суммарная мощность – чем больше электромобилей, тем мощнее (или больше по числу) нужны зарядные станции. Если планируется одновременная зарядка нескольких машин, возможно, стоит рассмотреть установку нескольких устройств или моделей с двумя разъёмами.
1.2 Необходимая скорость зарядки
Продумайте сценарий использования. Если электромобили стоят подолгу (например, личный транспорт сотрудников на рабочей стоянке или служебные машины ночью), можно обойтись медленной AC-зарядкой, которая восполняет батарею за несколько часов.
Если же нужен оперативный залив энергии, понадобится станция постоянного тока, способная зарядить авто существенно быстрее. К примеру, от медленной зарядки на переменном токе (до ~22 кВт) электромобиль заряжается за 6–8 часов, а от быстрой на постоянном токе (50+ кВт) – за 1–2 часа. Существуют и супербыстрые установки мощностью 150+ кВт, поднимающие заряд до 80% всего за 20–30 минут.
1.3 Доступное электропитание
Проверьте возможности своей электросети. Установить даже самую современную станцию мало – нужно, чтобы здание или объект смогли предоставить достаточную мощность. В идеале ещё на этапе планирования проводится энергоаудит: сравниваются пиковые нагрузки и максимально выделенная мощность на объект.
Если же мощности недостаточно, возможно, придётся ограничить скорость зарядки или модернизировать электроснабжение (например, увеличить лимит потребления, поставить более мощный ввод).
1.4 Формат использования – частная или публичная?
Подумайте, кто будет пользоваться зарядкой. Если она устанавливается исключительно для нужд организации (например, только для собственного автопарка или сотрудников), можно выбрать более простую модель без сложных функций доступа.
Но если планируется публичная зарядная станция для электромобилей – например, на парковке для клиентов или вовсе общедоступная – убедитесь, что оборудование поддерживает авторизацию пользователей и биллинг. Современные станции могут оснащаться системой RFID-карт, мобильным приложением или другим способом ограничения доступа. Это защитит от несанкционированного использования и позволит взимать плату с посторонних водителей при необходимости.
Итак, определите свои приоритеты: нужна ли вам относительно медленная, но недорогая зарядка для пары машин, или мощный комплекс на несколько постов для большого потока? Ответы на эти вопросы помогут сузить круг оборудования.
2. Какие бывают зарядные станции (типы и разъёмы)
На рынке представлены различные виды зарядных станций – от компактных устройств переменного тока до мощных комплексов постоянного тока. Они различаются по скорости зарядки, мощности и типу подключаемого разъёма. Рассмотрим основные категории:
Медленные зарядные станции (AC). Это устройства переменного тока мощностью обычно от 3–7 кВт до 22 кВт. Они относительно компактны, часто монтируются на стену или специальную тумбу. Зарядка на таких станциях занимает несколько часов – в среднем от 4 до 8 (а то и 10) часов в зависимости от ёмкости батареи и выдаваемой мощности. Зато оборудование этого типа сравнительно недорогое и не требует сверхмощного подключения к сети.
Быстрые зарядные станции (DC). Так называют станции постоянного тока высокой мощности – от ~50 до 100–150 кВт. Быстрые DC-станции существенно сокращают время зарядки: как правило, от 30 минут до ~1,5–2 часов для достижения 80–100% заряда (вместо многих часов на AC). Такие зарядки востребованы в местах с большим потоком людей и машин: на общественных парковках, у торговых центров, на заправочных станциях возле трасс.
По сути, это аналог привычной заправки – водитель может выпить кофе, а за это время получить значительную подпитку батареи. Минус – высокая стоимость самого оборудования и повышенные требования к электросети (нужна большая выделенная мощность).
Супербыстрые станции (Ultra-Fast DC). Отдельно стоит упомянуть ультрафаст-зарядки мощностью от ~150 кВт и выше (до 350 кВт и более на самых продвинутых моделях). Эти «монстры» способны пополнить запас энергии до 80% всего за 20–30 минут.
Фактически, за время короткой остановки электромобиль получает заряд, достаточный для продолжения поездки. Подобные решения востребованы в первую очередь на транзитных трассах, придорожных комплексах и других местах, где водителю важно быстро зарядиться и ехать дальше. Для бизнеса, в локации с высоким трафиком, сверхбыстрая станция в месте с высоким трафиком может генерировать до полумиллиона выручки в месяц.
Кроме скорости зарядки и мощности, при выборе станции важно учитывать стандарты разъёмов. Существуют разные типы коннекторов, и совместимость с автомобилями – ключевой момент.
GB/T — китайский стандарт, доминирует в России (около 80% машин)
CCS Combo 2 (CCS2) — европейский формат, редко встречается
CHAdeMO — японская классика, около 20% машин
Type 2 и Type 1 — медленные, преимущественно на старых авто
3. Что нужно знать перед установкой
Когда подходящая модель зарядки выбрана, переходим к не менее важному этапу – установка зарядной станции. Здесь недостаточно просто прикрутить устройство к стене и включить в розетку. Чтобы станция работала надёжно, безопасно и в рамках закона, необходимо предусмотреть ряд моментов:
3.1 Техническая подготовка электросети
Проведите ревизию электрохозяйства на объекте. Как мы уже упоминали, убедитесь, что у вас есть достаточный запас мощности под новую нагрузку. Если одновременно работают другие энергоёмкие приборы (освещение, кондиционеры, производство и т. д.), зарядка не должна приводить к перегрузкам и выбиванию автоматов.
Возможно, имеет смысл установить отдельный электрический щит именно для зарядной станции с выделенным автоматическим выключателем и УЗО – так вы обезопасите основную сеть. Все элементы (кабели, автоматы, розетки) должны соответствовать требованиям по токам и напряжению для данного оборудования.
3.2 Документы и согласования
Хорошая новость: специальных лицензий или разрешений для установки зарядной станции чаще всего не требуется. В России это довольно свободная сфера – поставил и пользуйся. Но есть нюансы.
- Во-первых, если точка размещается не на вашей собственной территории, а, к примеру, на арендованной земле или городской парковке, нужно получить согласие собственника или соблюсти условия договора аренды.
- Во-вторых, при подключении к сетям может потребоваться согласование с энергокомпанией – фактически вы вводите новое оборудование в эксплуатацию, и поставщик электроэнергии должен быть в курсе, особенно если увеличивается потребляемая мощность.
- В-третьих, местные власти могут иметь свои требования к размещению общественных зарядок (например, в Москве действуют отдельные правила и стандарты для этого). Если претендуете на государственные субсидии при установке, тем более придётся подготовить пакет документов – от технических условий до отчетов об использовании оборудования.
В общем, бюрократии не так много, но полностью игнорировать её нельзя. Лучше заранее выяснить все требования, чтобы потом не получить предписание о демонтаже из-за какого-нибудь нарушения.
3.3 Место установки и инфраструктура
Выберите оптимальное место для зарядной станции на территории. Оно должно быть удобным для подъезда электромобиля (и манёвра при парковке у зарядки), а также относительно близко к электрическому щиту или точке подключения – чтобы не тянуть слишком длинный кабель (длинные линии – большие потери и стоимость).
Часто требуется небольшая строительная подготовка: например, заливка бетонного основания или установка стойки для крепления напольной станции, прокладка кабеля в земле или в кабель-каналах. И не забудьте про разметку и знаки: место у зарядной станции должно быть выделено для EV, чтобы туда не ставили обычные машины. Это не столько технический, сколько организационный момент, но очень важный в реальных условиях.
3.4 Монтаж и пусконаладка
Сам процесс установки лучше доверить специализированной организации или подрядчику который знает все тонкости: как правильно проложить кабель, какой автомат поставить, как настроить софт. Монтаж включает крепление станции, подключение к питанию, заземление, настройку программного обеспечения.
После физического подключения проводится пусконаладка – проверка работоспособности, тестовый заряд авто, настройка доступа пользователей. Если станция «умная», её интегрируют в сетевую платформу, где вы сможете мониторить сессии, управлять нагрузкой и т.д. Обычно весь цикл – от согласования до запуска – занимает несколько недель (большую часть времени могут занять именно бумажные вопросы и ожидание мощностей от электросетей). Но по итогу вы получаете готовую к работе инфраструктуру.
В AmpereSolutions мы предлагаем услугу установки EV-зарядки под ключ. Это значит, что мы берем на себя все этапы – от проекта электроснабжения и получения техусловий до монтажа оборудования и первого запуска. Для бизнеса и госструктур такой подход удобен, ведь вам не нужно разбираться в электротехнике и бегать по инстанциям. Вы получаете готовое решение, которое сразу можно использовать.
4. Монетизация и дальнейшее обслуживание
Итак, зарядная станция успешно установлена и функционирует. Пора подумать о возврате инвестиций и обслуживании.
4.1 Прямая оплата за зарядку
Самый очевидный способ – взимать плату с пользователей электромобилей за потреблённую энергию или время зарядки. Вы можете настроить тариф, например X рублей за 1 кВт·ч или за минуту зарядки. Способ оплаты – через мобильное приложение, QR-код, банковскую карту либо подключение к крупному оператору зарядных сетей.
Многие коммерческие станции именно так и работают: водитель подключается, идентифицируется, зарядился – сумма списалась. Для ориентирования: бизнес на зарядных станциях сейчас считается довольно прибыльным – средняя маржинальность около 30%, хотя многое зависит от тарифов на электроэнергию и загрузки.
Если же станция ставится для своих (для сотрудников, служебного транспорта), можно сделать зарядку бесплатной или по себестоимости – это будет вашим вкладом в лояльность и комфорт.
4.2 Косвенные выгоды для бизнеса
Не всегда стоит рассматривать зарядку лишь как инструмент прямого заработка. Часто это сервис для привлечения клиентов. Например, торговый центр или отель с EV-зарядкой выигрывает в глазах владельцев электромобилей: они с большей вероятностью приедут именно к вам, зная, что смогут подзарядиться во время шоппинга или ужина. Это косвенно увеличивает ваш основной доход.
Предприятия отмечают, что установка зарядных станций помогает сформировать инновационный имидж и привлечь новую аудиторию – владельцев электромобилей, число которых постоянно растёт. Это особенно актуально в Москве, где конкуренция за клиента традиционно высокая.
4.3 Обслуживание и поддержание работы
Установка станции – это только начало. Чтобы оборудование служило долгие годы, необходимо регулярное обслуживание. Вот какие меры стоит предпринимать:
Технические проверки
Периодически (например, раз в месяц или в квартал, в зависимости от интенсивности использования) осматривайте зарядную станцию и её комплектующие. Особое внимание – кабелям и разъёмам. Они подвержены износу: при частом использовании может появляться потертость изоляции, трещины на штекерах, окисление контактов. Важно вовремя выявлять такие вещи. Если обнаружены повреждения – кабель или разъём нужно заменить без промедления, иначе есть риск перегрева, короткого замыкания или удара током. Также убедитесь, что индикаторы, экраны и другие элементы работают корректно.
Чистка и уход
Держите станцию в чистоте. Пыль и грязь со временем накапливаются на контактах и внутри разъёмов, что может снижать эффективность зарядки или даже вызывать перегрев оборудования. Рекомендуется периодически (особенно после зимы или пыльных периодов) очищать разъёмы мягкой щёткой или специальными салфетками. Конечно, перед этим убедитесь, что оборудование обесточено, и соблюдайте инструкции производителя.
Контроль безопасности
Будьте внимательны к любым необычным признакам в работе станции. Запах горелой изоляции, сильно нагревающиеся вилки, перебои в подаче энергии, срабатывание автоматов – всё это поводы немедленно прекратить использование и провести диагностику. Зарядные устройства работают с высоким напряжением, поэтому любая неисправность потенциально опасна. При подозрениях лучше выключить станцию и вызвать специалистов для проверки и ремонта.
Обслуживание зарядной станции не требует ежедневного внимания, но систематичность здесь важна. Как говорится «нет обслуживания – нет и гарантии безопасности». Если вы сами не хотите этим заниматься, можно заключить договор сервисного обслуживания с компанией-поставщиком или локальным подрядчиком. Тогда за состоянием оборудования будут следить профессионалы: проводить регулярные ТО, менять изношенные детали, проверять калибровку счётчиков и т.д.
Для водителей электрокаров стабильность работы станции корреллирует с психической стабильностью – нет ничего хуже, чем приехать на разряженной батарее к «charging point» и обнаружить, что он не функционирует.
Заключение
Развитие электротранспорта открывает перед бизнесом и государственным сектором новые возможности. Установка зарядной станции – это вклад в инфраструктуру будущего, который уже сегодня способен принести отдачу.
Вы получаете и прямые бонусы (дополнительный доход, приток клиентов), и косвенные (улучшение имиджа, соответствие эко-трендам). Как мы выяснили, важно правильно подобрать тип и мощность зарядки, грамотно установить её с учётом всех технических нюансов, а затем обеспечить качественное обслуживание. Такой комплексный подход гарантирует, что инвестиции окупятся и станция прослужит долго.
Если вы всерьёз задумались о собственном EV-зарядном устройстве, не откладывайте шаги. Начните с оценки потребностей и возможностей вашего объекта. Проконсультируйтесь с нашей командой, изучите успешные кейсы.
Помните, что зарядная инфраструктура – бизнес не только прибыльный, но и социально значимый: вы помогаете формировать удобную среду для роста числа электромобилей. А значит, вносите свой вклад в более чистое и технологичное будущее. Возможно, именно ваша новая зарядная станция станет тем самым пунктом, где кто-то с удобством заправит свой электрокар и припомнит вашу компанию добрым словом.